Случившееся на прошлой неделе извержение вулкана Эйяфьяллайекюлль (Eyjafjallajokull), расположенного на юге Исландии, парализовало авиасообщение в большинстве стран Европы.
Дело в том, что от извержения образовалось огромное облако вулканического пепла, частицы которого могут привести к отказу двигателей самолётов. Возникли опасения, что выбросы пепла от вулкана повлияют на распространение радиоволн и работу спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, однако их опроверг директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкова Владимир Кузнецов.
По его словам, «трансатмосферное распространение радиоволн идет гораздо выше, в ионосфере, а это загрязнение захватывает нижние слои, где не такая высокая степень ионизации, и поэтому на радиоволны не влияет». Впрочем, он не исключил нарушения в работе спутниковой навигации на территориях в непосредственной близости от вулкана. Владимир Кузнецов привёл пример недавней войны в Ираке, когда в работе спутниковой навигации наблюдались сбои, связанные с пылевыми бурями. «Но приземная запыленность в том случае была гораздо больше, чем от вулканов», – отметил он. Таким образом, опасаться сбоев в пользовательских навигационных системах, обусловленных облаком вулканического пепла, не стоит.
По его словам, «трансатмосферное распространение радиоволн идет гораздо выше, в ионосфере, а это загрязнение захватывает нижние слои, где не такая высокая степень ионизации, и поэтому на радиоволны не влияет». Впрочем, он не исключил нарушения в работе спутниковой навигации на территориях в непосредственной близости от вулкана. Владимир Кузнецов привёл пример недавней войны в Ираке, когда в работе спутниковой навигации наблюдались сбои, связанные с пылевыми бурями. «Но приземная запыленность в том случае была гораздо больше, чем от вулканов», – отметил он. Таким образом, опасаться сбоев в пользовательских навигационных системах, обусловленных облаком вулканического пепла, не стоит.
У вас нет прав для просмотра ссылки пожалуйста Вход или Регистрация